четверг, 9 августа 2012 г.

Отчет о восхождении на Эльбрус . Часть вторая.

День первый. 18 июля.
День особо ничем не примечателен, т.к. провели его в дороге.
Вылет в 7.15, в аэропорту нужно быть за 2 часа до вылета. В аэропорт приехали к 5 утра, вскоре подъехали ребята, начали упаковывать рюкзаки в пищевую пленку, чтобы не платить по 50 лей в автоматической упаковке)) ждем открытия регистрации. Еще не улетела, а уже скучаю по дому. В это время внезапно просят покинуть здание аэропорта и отойти за пределы парковки, без объяснения причин.
Все пассажиры, провожающие и весь персонал толпится на улице, вскоре приехало телевидение и пожарные, за ними саперы. Оказалось был ложный вызов. Примерно полтора часа мы провели на улице, рейс задержали примерно на час.
Благополучно прошли регистрацию, на автобусе нас подвезли к самолету, заняли свои места. Практически все в нашей группе впервые летят на самолете :) легкое волнение и интерес. Плавно разгоняемся, набираем дурную скорость и отрываемся от земли, закладывает уши. Виды из самолета впечатляют. Мы выше облаков, видим реки, потом море, горы так и не разглядела никакие) На посадку заходили прямо над городом, было ощущение что сядем сейчас прямо где-то на шоссе)) очень мягкая посадка, все аплодируют пилотам. Проходим таможенный контроль, забираем багаж. Скоро сюда же должен прилететь и Валик. Идем его встречать с табличкой «Валих лох», веселые у нас ребята))

Там же около аэропорта идем на ЖД (станция прямо под боком), решили поехать из Адлера до Сочи электричкой Аэроэкспресс. Это поезд повышенного комфорта, с мягкими удобными сидениями, работает кондиционер так, что даже холодно) по салону ходит тетя и продает пирожки, напитки и прочие вкусности. Билет стоит 200 рублей (75 леев). Вот бы все поезда были такими!
Немного погуляли по Сочи, искупались в море, был шторм 2 балла, который усилился до 3-х, на волнах было очень увлекательно, хотя и вода была очень-очень грязная. 18:35 поезд до Нальчика.

День второй. 19 июля. Пройденное расстояние 13 км, набор высоты 397 м.
Поезд до Нальчика едет 17 часов, из них, как уже говорила, 2 часа стоянки в Минводах и 3 часа в Прохладном. Поезд стоит не у платформы, поэтому его закрывают и никого не пускают гулять. Чтобы не стоять 3 часа в закрытом поезде, решаем выходить в Прохладном и ехать до Нальчика. Примерно 9 утра.
Созвонились с представителем ТАУ-Сервиса и попросили встретить нас на автовокзале. Отдали ксерокопии паспортов, миграционные карточки и поехали к Чегемским водопадам. В некоторой степени жаль, что по ходу путешествия не записывала отдельные моменты в блокнот, т.к. сейчас уже не вспомню всех деталей.
Приехали до места, до водопадов надо пройти буквально чуть-чуть. По пути покупаем местную выпечку, для нас приготовили на месте горячие булочки, любуемся местными сувенирами и идем дальше вдоль бурной речки по Чегемскому ущелью.Как выяснилось, вязанные носочки здесь были самые красивые, из всех, что мы встречали на Кавказе) Чегемские водопады высотой около 50-60 метров образуются рекой Чегем, что в переводе означает "Земля сломалась". Там на месте решаем покушать в местном заведении, заказываем шашлык из баранины по 250 руб. После обеда идти достаточно лениво) идем вдоль речки по укатанной грунтовой дороге, рельеф равнинный, ищем место под стоянку недалеко от чистой воды.

Где-то по карте должен быть недалеко родник, не можем его найти. Встретили местных, которые показали нам где именно течет вода. Сами бы вряд ли нашли)) из склона прямо у реки выходит труба с чистой водой и впадает в бурную горную речку. На стоянку встали чуть выше, в стороне от дороги. Вечером достаточно прохладно, одела пуховик и шапку. В палатке спать было тепло и даже не закрывала спальник. Мы опередили график на один день. В этом месте планировалось ночевать завтра, но по расстоянию стоянка оказалась достаточно близко. Лично мне пейзажи очень напоминают крымские.

День третий. 20 июля. Расстояние 15 км, набор высоты 984 м.
Сегодня предстоит переход до конефермы и стоянка около реки. Необходимо подняться на перевал Голугарде, спустится и там наша стоянка. Идем по грунту вдоль старой ЛЭП. Самой большой сложностью в этот день были москиты! Нам говорили обо всем, но никто не сказал, что здесь есть москиты (а может не москиты, но жутко кусачие насекомые в разы хуже комаров и их было ооочень много)! Они были везде и в некоторых местах просто в огромных количествах, порой доводили до холодной истерики. Много идем вдоль травы, цветов. Последних очень много и самых разных, меня начинает мучать аллергический насморк. В некоторых местах москиты заставляли идти намного быстрее, хотелось от них убежать подальше, ведь рано или поздно их не должно быть!

Переходим первую речку вброд. Эту реку было перейти достаточно просто. Москиты не дают покоя, идем и махаемся во все стороны. Сначала казалось, что укусы их не чешутся и больно только в момент укуса. Но оказывается чешутся, и еще как, только не сразу! Зато надолго (я чесалась наверное больше недели после этого, жуууть). Позже узнаем что у Артема есть спрей от всяких кусачек, брызгаемся, спрей помогает на пару часов. На пути встречаем целые коноплянные поля, ребята делают в них веселые фотографии)) Судя по GPS, берем путь левее, доходим до колыб, там встретили пастухов и решили уточнить направление. У пастухов живут две кавказские овчарки, с ними лучше не шутить)) Оказывается нам не нужно было сворачивать и теперь необходимо вернуться обратно. Идти по той же дороге не хочется, решаем идти по траверсу вдоль склона. Карен и Артем решили пойти до верха склона, думая, что так будет ближе. По траверсу мы никуда не пришли, впереди очень крутой склон, по которому не спустится. Изменяем направление в сторону дороги по которой пришли и решаем спустится с холма круто вниз через заросли деревьев и кустарников. Далее идем по очень высокой траве по склону вверх и наконец-то выходим на тропу. Подняли перевал, теперь спускаемся вниз. Отсюда уже видно конеферму. Конеферма не действующая, просто заброшенное здание.

Необходимо перейти реку в брод, вспоминаются слова из песни Аквариума .. "Время перейти эту реку в брод, самое время перейти эту реку в брод...". Ищем место для переправы, но река очень бурная и достаточно широкая. Кидаем несколько больших волунов в воду, их моментально сносит силой воды - вот она мощь природы! Ребята идут вверх и вниз по течению в поисках места для переправы, ничего не нашли, решили утром на свежую голову продолжить поиски. Ни за что бы не подумали, что перейти речку, глубина которой по колено, может быть настолько проблематично.

День четвертый. 21 июля. Дистанция ~18 км, спускаемся с перевала к поселку. Набор высоты около 1156 м.

Утром принимаем водные процедуры в холодной реке. Вода значительно холоднее чем в реках Крыма. Думаем как перейти реку, приходим к мнению что переходить ее вообще не надо. Идем вдоль дороги, и утыкаемся снова в эту же реку. Все-таки надо! На переправу у нас ушло около полутора часов. Ребята нашли большое бревно, его решили перекинуть через реку и закрепить с обеих сторон. Влад как самый сильный и устойчивый с большим трудом переходит через реку, закрепляет бревно ремнем за груду камней и другое поваленное дерево. На нашем берегу закидываем другой конец дерева камнями, чтобы нашу переправу не размыло. Дерево в любом случае под водой, но это хоть какая-то опора, чтоб при переходе реки нас не снесло. Рюкзаки передавали по одному, ребята стояли в воде и передавали их на другой берег. Потом принимали к переходу девочек)) когда переходила реку, меня снесло с ног и показалось, что сейчас засосет под это бревно. Ребята конечно же удержали и помогли выйти на берег)) было очень интересно, но заняло достаточно много времени. Сегодня мы должны выйти в поселок Былым и оттуда доехать до Верхнего Баксана. Дорога до поселка идет по долине, по сторонам от нас красивые зеленые склоны и обилие полевых цветов. В такой красоте чувствуешь настоящее умиротворение и гармонию с собой и окружающим миром, даже не смотря на то, что чешется все что возможно от укусов москитов))

Дорога легкая и уходит по-немногу вниз. Переходим вброд еще две речки. По дороге выходим к заставе. Там мальчики в форме просят нас предъявить паспорта и записывают наши данные. После того как отменили режим КТО, они записывают данные всех проезжающих. Было впечатление, что им больше было интересно поболтать и посмотреть на девушек ))) Спросили не страшно ли нам на Кавказе после трагических событий и не встречали ли мы диких животных. Говорят, что есть медведи, волки, шакалы, кабаны, косули. Мы же видели только орлов, при чем порой сразу трое, парящих в небе :)

В Былыме закупились едой на предстоящие дни и сели в маршрутку до Тырныауза. Городок расположен прямо между гор, очень узкий городок с одной главной улицей. По обе стороны от города почти вплотную расположены горные склоны. По месту зашли в аптеку и магазины, докупили недостающие продукты и на такси поехали к Верхнему Баксану.

Вдоль дороги мимо Баксана протекает очень широкая и бурная одноименная речка, очень мутная, в нее впадают другие небольшие речушки, текущие с гор. Отсюда путь лежит к озеру Сылтранкель, что находится на высоте 3200 м над уровнем моря. Думали идти до упора чтобы дойти до озера, по километражу получалось не так уж много. Но маршрут преподнес нам сюрпризы. Дорога уходит вверх по очень крутому склону, поднимаемся по серпантину вверх. Серпантин на Ай-Петри нервно курит в сторонке. Очень крутой уклон, идти достаточно тяжело, я уже изрядно устала и в голову приходили дурные мысли зачем мне это все нужно и как же я пойду на Эльбрус, если не могу идти здесь. Ровных участков практически не было, дорога строго вверх. Отличная тренировка перед восхождением. Было пару хороших мест для стоянки, но не было воды. Вода текла где-то далеко в ущелье. Мы на высоте около 2000 м - высота Говерлы. Но если в Карпатах на этой высоте не растет ничего, то здесь на двух тысячах самые красивые хвойные леса.  Судя по карте, впереди недалеко должны быть источники. Пока сидели отдыхали, слышу где-то журчит вода, точно где-то рядом. Вскоре на соседнем склоне увидели палатки и направились туда. Там перешли речку по бревну и рядом с речкой был источник с водой. На поляне уже разместились туристы из Донецка, мы встали немного в стороне от них, чтоб никто не испытывал дискомфорт. С поляны открывается великолепный вид на хвойные леса, облака и белые вершины где-то в далеке. Чувствую внутреннее удовлетворение после сложного пути. Такие пейзажи имеют волшебное свойство возвращать силы. Пытаюсь связаться с домом, связь плохая, но кое-как ловит. На улице снова в пуховике и теплых штанах, а в палатке очень даже тепло.

День пятый. 22 июля.  Расстояние 5.81 км до озера, набор высоты 1005 м. Радиальный выход на вершину, 4 км, набор высоты 576 м.
В этот день продолжаем подъем к озеру Сылтранкель. Грунтовая тропа переходит к подножию каменистого склона. Идем по огромным валунам, потом камни становятся поменьше и продолжаем идти дальше. Этот участок пути мне напомнил украинские Горганы в Карпатах.  Рядом с нами по камням протекают горные речушки. Вокруг по сторонам обилие самых разных самоцветов. С изменением высоты меняются и цветы. Из лета выходим в весну! Иду и восхищаюсь каждому цветочку )) таких цветов прежде я никогда не видела. Появляется первый снег на склонах гор, первый снег который уже близко-близко и его можно потрогать. Ребятам в этот день пришлось нелегко, я на удивление чувствую себя значительно лучше чем вчера. По твердым породам идти легче чем по грунту, а по камням как по ступенькам. К озеру добрались около трех часов дня.

Озеро на высоте 3200 м над уровнем моря, вокруг окружено заснеженными горами, облака лежат где-то ниже нас. Занимаем место под стоянку, места хватит всем. Тут же стоят те же туристы из Донецка и из Питера. На озере у нас полудневка. Ребята хотели вчера выложиться по максимуму и добраться до озера, чтобы идти по графику, но этот путь мы бы за день точно не прошли! Набор высоты достаточно большой и сложный. Кто-то едет в Шерпены и для него набор в 900 м на 140 км это много, а тут на 5 км набор высоты может быть  километр. Вот как раз и пригодился сэкономленный день.

Когда тучи закрывают солнце, просто так сидеть и отдыхать около озера достаточно холодно. Одеваю пуховик. Когда выходит солнышко, наоборот - достаточно жарко. Около озера встречаем первых диких животных - горных козлов. Сначала пробежали мимо парочку козликов, а потом присоединилось целое стадо! Людей они особо не боялись и подходили достаточно близко, а Артем нашел с ними общий язык, отвечали козлики только ему))

Пообедали и в качестве акклиматизации решаем подняться на вершину соседней горы, судя по GPS - высота горы 3600 метров. Валик и Артем уже чувствуют себя не очень хорошо. Валик очень тонко чувствует высоту, что сказывается на самочувствии не лучшим образом. Я же эту высоту не ощущаю вообще, пока мне не сказали, что дышать тяжело. На каждого влияет по разному. Наши соседи на снегу выкладывают надпись "Метро", оказывается ребята участвуют в конкурсе "как я провел лето" в одноименной газете, попросили нас сфотографировать надпись, т.к. у них плохие фотоаппараты.

Выходим к вершине, Артем решает остаться в палатке, Валика уговариваем все же пойти с нами, т.к. ему это особенно необходимо для адаптации к высоте. Неспешно идем по каменистому склону, потом по мелкой сыпухе. Идти по ней достаточно сложно, ноги съезжают обратно вниз. Где-то на соседнем склоне слышим камнепад, как-то не по себе. Сыпуха сменяется более крупными камнями. Подъем занял около полутора часа. На вершине груда камней и оранжевая каска) отдыхаем, делаем несколько фотографий. Вид отсюда просто волшебный. Озеро как на ладони перед нами. С другой стороны вершины много снега и ледники. Пейзажи словно на фотографиях. Когда-то я только мечтала такое увидеть, а теперь могу к этому прикоснуться. Начинаем спуск. По сыпухе легче спускаться вскользь, достаточно опасно, но зато быстрее и не так уныло, своей растяжке я доверяю) на склонах так же много цветов. В сумерках вернулись обратно на стоянку. Вечером тут как будто даже теплее, чем днем. В ночной тишине снова слышны камнепады. Наша стоянка достаточно далеко от склонов, но когда нужно по этим склонам идти - есть опасения, по крайней мере у меня.

День шестой. 23 июля. Спуск от озера Сылтранкель. 18 км, набор высоты 658 м, спуска 1538 м.
Ребята вчера сильно устали и утром все собираются достаточно неохотно. Решаем постирать вещи, ребята купаются в озере, а я из бутылки)) искупаться в горном озере хотелось бы, но дно очень скользкое.

Вышли со стоянки позже 12-ти. Поднимаемся по тому же пути, что вчера на вершину, идем только до седловины, а дальше следует спуск. Судя по картам, день сегодня должен быть несложным - крутой спуск, а дальше вдоль долины с легким уклоном вниз. На спуске нам открылся вид на Эльбрус. Мы долго смотрели по карте что же это все за гора, т.к. судя по тем же картам Эльбрус должен быть в стороне, но он было прямо перед нами. Вчера при подъеме на 3600, он был скрыт за облаками и мы его не увидели.

Спускаемся по каменистому склону, достаточно сложно. Сначала по каменистым глыбам, потом камни переходят в мелкую сыпуху. Спускаюсь вскользь. После сложного спуска решаем пообедать. Чистой питьевой воды с собой немного. Рядом текут реки, но очень грязные - тают снега. Решаем топить снег, чтоб не тратить воду. Продолжаем спуск, выходим на склон полностью заваленный камнями разных размеров. Идти по ним не очень удобно, палки то соскальзывают с них, то застревают. Чем дальше, тем хуже. Камни все шевелятся, разных размеров, от мелких до больших. На какой камень не наступишь, все движется под ногами. После услышанных камнепадов идти еще страшнее. Этот спуск меня очень вымотал психологически. Называется несложный день)) Артем где-то умудрился все же проехать по склону пару метров. Камни наконец-то заканчиваются и выходим на нормальную тропу.

Очередное препятствие - перейти реку. За тот спуск что мы уже прошли, река набрала достаточную силу и перейти ее совсем непросто. Скидываем рюкзаки и ищем место по склону наиболее узкое и спокойное. Влад как всегда переходит первым, переходят ребята, передаем рюкзаки по одному. Течение достаточно сильно и вода очень холодная, обжигает кожу. Ниже по склону встречается несколько рек. В основную реку впадает еще несколько со склонов. Нам нужно снова переходить реку. Тут уже место шире. Таня идет искать место вниз, Карен ищет наверху. Остальные переходят все вместе в одном месте. Снова пришлось разуваться. Переходы уже достаточно вымотали, хочется упасть и больше никуда не идти. Наконец-то крутые склоны закончились и идем теперь почти по прямой.

На лугах пасутся коровы. Время поджимает, а нам нужно пройти еще около 8 км. Идем по укатанному грунту вдоль бурной речки, начинает темнеть, но решаем идти до упора, т.к. опаздываем от графика, да и вышли со стоянки слишком поздно. Встречаем местных пастухов, которые предлагают остановиться рядом с ними, т.к. дальше по течению воды нет. Вода то есть, но не питьевая, и ближайший ручей будет км через 4. К предложению стоянки относимся скептически, но выбора нет. Сразу поинтересовались если мы должны будем денег, но пастухи категорически денег не берут) встали на относительно ровном месте. Рядом с соседнего холма проведен шланг с чистой водой, можно искупаться и постирать вещи. У нас закончился хлеб и сахар и ребята пошли спросить, не будет ли у пастухов с нами чем поделиться. Принесли огромную буханку свежеиспеченного, еще теплого вкусного хлеба и сахар! Ребята еще успели с ними поболтать и выпить айрана. У пастухов 1500 голов овец и коров. Спросили если утром можно будет приобрести у них молока, ответ утвердительный) Рассказали нам историю как группа туристов переходила реку и девушка получила открытый перелом ноги и ее отвозили на машине в больницу. Хорошо еще, что там машиной можно проехать. Туристы очень неохотно общаются с местными после произошедших событий.

День седьмой. 24 июля. Спуск в пос. Верхний Баксан, 14 км, набор высоты 272 м, спуска 1040 м.
Утренние сборы, купание в холодной воде и стирка вещей) Пастухи принесли нам 2 литра горячего парного молока! Чуть позже один из них пришел с конем, мы на нем по очереди покатались и сфотографировались) долго думали как же отблагодарить людей за доброту, денег они категорически не берут, оставили им фирменные игральные карты и пару батареек)) До Баксана идти еще км 12. По пути встретили велотуристов из Москвы, перекинулись парой слов и пошли дальше. Укатанная грунтовая дорога с легким уклоном вниз. Чем дальше спускаемся вниз, тем становится жарче. Выходим на финальный серпантин к поселку, дорога на подобие той, по которой мы поднимались. На соседнем слоне виден как раз тот серпантин. Насчитала около 8 поворотов и со стороны виден уклон. Спуск изрядно вымотал, пока сидели и отдыхали у магазина, казалось что я вообще умерла и уже никуда не смогу пойти.

Местный таксист запросил с нас до Поляны Нарзанов 800 руб, мы посчитали что это дорого и вышли на трассу. Там поймали другого таксиста и доехали за 500. Поляна Нарзанов находится прямо около дороги у поселка Тегенекли. Поляна Нарзанов это в прямом смысле поляна, на ней расположены кафешки и пункты питания, где предлагают отведать кавказскую кухню. На поляне расположены источники с минеральной водой.

Речка с нарзаном.
Вода не только минеральная, но и с газиками, с большим содержанием железа, поэтому все источники имеют характерный оранжевый цвет. На стоянку мы встали в прилегающем лесу, там текут целые речушки нарзанов. Готовить еду на такой воде можно, но напитки на ней получаются ужасные. В процессе кипячения газики не улетучиваются и со вкусом железа чай или кофе - по мне настоящая гадость)) Тут нет москитов, зато появились сильно кусачие комары. По скольку после магазинов мы уже не ходили, на ужин решили купить картошку и сделать еще и салат из овощей.

День восьмой. 25 июля. От Бочек к Приюту 11, около 2 км, 400 м набор высоты.
Во время утренней прогулки наткнулась на речку с нормальной водой, в которой в последствии мы искупались (вода из нарзанов оставляет на вещах оранжевые разводы) и набрали воды для приготовления чая/кофе. Вчера витаминки выпить забыли, поэтому пьем сегодня. Двойная доза витаминок Мультитабс "против стресса и переутомления" и лошадиная доза витамина С. Вызвали таксиста, который вчера нас сюда привез и за 500 руб отправились к Азау. Сегодня нас уже ждал Эльбрус. По дороге остановились в Терсколе, чтоб докупить еды и зайти в аптеку. Доехали до Азау, купили еще баллон газа и сувениры. У Карена не было горных ботинок для восхождения, отправился в разные прокаты на поиски. Нигде не было, поехал в соседний поселок и нашел там пару достаточно суровой обуви. Повезло. Потому что без обуви выше Бочек никак.

Купили билеты на подъемники. Первый подъемник со станции Азау до Старый Кругозор, 2300 метров > 3000 м. В этот день работала только старая канатная дорога. На Кругозоре пересаживаемся на другой подъемник до станции Мир, 3500 м. При подъеме у меня закладывает уши и начинает мутить. На свежем воздухе стало лучше. Со станции Мир до Бочек поднимаемся на кресельной канатке. Это уже не большие кабины, а отдельные сидения как на карусельках. Ребята поехали с рюкзаками, а девочек посадили отдельно, рюкзаки отдельно. Удивило, что между переходами от подъемника к подъемнику нет никаких оборудованных лестниц или хотя бы тропинок. Приходится идти по камням, обломкам какого-то технического мусора, а сами работники канатной дороги с довольно странным выражением лица и в целом непрезентабельной внешности. Бочки - приют для размещения туристов, находятся на высоте 3750 м. Уже чувствую высоту, начинает слегка мутить, а надо идти еще до Приюта Одиннадцати (4100). Одеваем сверху на ботинки гамаши, т.к. уже предстоит идти по снежной каше. До приюта поднялись за полтора часа примерно. Долго готовили место под установку палаток, выравнивали снег и расширяли место, чтоб получилось плотно встать тремя палатками. Место было довольно неплохое, в плане того что защищало от ветра почти со всех сторон. Хотя с ветром нам повезло, погода была очень хорошая. Вершина Эльбруса кажется очень близко. У ребят сильно болит голова, таблетки особо не помогают. Я чувствую себя нормально, девочки по статистике переносят высоту легче. Если начинаю быстро ходить, начинает слегка мутить, но в целом все норм. Вечером был очень красивый пейзаж. На закате облака опустились ниже нас и все было в розовой дымке. Никогда не ходила в туалет с такими красивым видом xD Ужинаем и ложимся спать.

На улице -2 градуса. Утром нас ждет акклиматизационный выход перед восхождением. Завожу будильник на 3 часа ночи. Во-первых, чтобы вернуться пока еще не будет снежной каши, во-вторых, чтобы оценить как правильно одеваться на восхождение.

День девятый. 26 июля. Акклиматизация от Приюта 11 до высоты 4880. Набор высоты около 760 м. Расстояние около 4 км. Выход на восхождение.
Просыпаюсь в два часа ночи от шума ратраков. На них поднимаются туристы от Бочек до Скал Пастухова на восхождение. Пытаюсь еще немного поспать. Звонок будильника, очень неохота вставать. Одеваемся в палатке и выходим на улицу, готовим завтрак и принимает очередную дозу аскорбинки и витаминок. Говорят, что на высоте аппетита особо нет. У кого как, а у меня аппетит был просто отличный, особенно на высоте. Оделась достаточно тепло.. Велосипедные штаны, сверху тонкие ходовые, еще сверху флисовые. На верх футболка с длинным + водолазка + флис + пуховик, перчатки. Одеваем впервые кошки. Берем с собой два самых легких рюкзака, чтоб скинуть туда теплые вещи, да и еду/воду надо в чем-то нести. Только вышли со стоянки, чувствую что буду скоро раздеваться. Снимаю вскоре флисовый батник. По самочувствию пока вполне нормально.

Поднимаемся выше и меня начинает мутить. Считаю шаги, сначала делаю по 80 шагов и отдыхаю, потом по 60. У кого-то болит голова, а меня мучает тошнота. Организм справляется с гипоксией выбросом токсинов, иными словами - токсикоз. Зато горные восхождения это отличный способ очистить организм от шлаков! На подъеме встречаем рассвет, на дальние склоны падает тень от Эльбруса. Поднимаемся до скал Пастухова, 4600-4800 м. Склон достаточно крутой, визуально кажется что около 35-40 град. Уже достаточно сильно устала из-за воздействия высоты, но продолжаем идти. Делаю по 40 шагов, отдыхаю, сердце стучит в голове. У меня начинается легкая истерика, конечно же никому не говорю и не показываю вида, но видимо не оч успешно)) это замечает Влад, говорит что я молодец и что у меня отлично получается. Это придает мне силы и мы продолжаем идти выше. Поднялись на высоту 4880 м, ждем ребят. Влад предлагает поднять еще 20 м, чтоб было 4900, но никто не соглашается. Немного отдыхаем и спускаемся вниз. Вниз спускаться намного легче, влияния высоты уже практически не чувствую. Становится все светлее и теплее. Снимаю пуховик и вскоре флисовые штаны. В велосипедных штанах под низом идти достаточно жарко, но снимать их очень неудобно, т.к. надо снимать еще и кошки. Ребята наши где-то отстали и их не видно. Влад решает вернуться за ними, чтоб ТТТ ничего не случилось, я забираю рюк и продолжаю спускаться вниз. Спуск кажется бесконечным. Уже иду вдоль скал приюта, а наша палатка почти в самом низу, спуск тянется как-то слишком долго.Снимаю свитер и остаюсь только в футболке с длинным. Крем от солнца остался у Артема, а сгореть здесь можно моментально, при чем сразу до ожогов второй степени. Натягиваю на лицо Бафф как могу, кепка с козырьком, очки. Многие говорили, что обычных очков на Эльбрусе не хватает, что нужны сварочные очки или очки со шторками с очень хорошей степенью затемнения. Я была в велосипедных очках, степень 3, прилегают достаточно плотно. На Эльбрусе было вполне комфортно, хотя порой в горах хотелось чтоб было потемнее.

По пути встречаю группы туристов, которые судя по всему тоже идут на акклиматизацию, но то ли любят поспать, то ли любят снежную жижу)) спрашивают с вершины ли, отвечаю что пока лишь с акклиматизации. На подходе к стоянке меня догоняет Артем и Карен. Пришли на стоянку в 9 утра. Падаю в палатку отдыхать, ничего не хочется. Солнце на палатку палит нещадно, меня это как-то не особо волнует. Через час приходят Влад и Валик. Валик себя чувствует совсем плохо и решает не идти на восхождение. Говорит что Влад настоящий друг! )

По плану на восхождение собирались выходить около 12 ночи, но решаем выходить раньше. Т.е. примерно в 21.30 надо вставать, чтоб точно не опоздать с выходом. Кушаем и ложимся спать. Не получается уснуть. В палатке довольно жарко. Кидаем спальники сверху на палатку, чтоб солнце не так сильно жарило.Отдыхаем и пытаемся уснуть. Ближе к вечеру встаем поужинать и снова спать перед восхождением. Просыпаюсь и понимаю, что нифига не выспалась. Боюсь смотреть на часы, чтоб не увидеть, что пора вставать. 19 часов вечера. Нормально, можно еще поспать. Слышу как что-то стучит по палатке. Кто-то из ребят говорит, что идет град. Где-то внутри даже радуюсь этому, возможно восхождение перенесется на день позже, запасные дни у нас есть. В 21.30 звонит будильник, неохотно выглядываю из палатки, чтоб посмотреть на погоду. Внизу облака, по сторонам облака. Кто-то вздохнул с облегчением. Но не тут то было) Эльбрус чистый! Идем! Готовим "завтрак" и выходим в 22:50. До вчерашней высоты поднимаемся уже намного легче и на 40 мин раньше, не смотря на то что ждали ребят. 4900 уже и не ощущаются как-то. Самочувствие отличное. Уклон крутой. Надеюсь, что на "косой полке" будет не так круто. Вечером высыпало достаточно много града. В кошках идти довольно интересно)) Идем по вешкам, но кое-где их нет. Сверяем путь по GPS и идем левее. На верху видим два фонарика, вскоре их догоняем. Ребята вышли с приюта в 22 вечера. Обгоняем ребят и идем дальше. Идти становится сложнее. Достаем по сникерсу, но от него стало намного хуже, начинает сильно тошнить. После воды с лимоном стало легче. Решаю, что лучше ничего не есть.

День десятый. 27 июля. Восхождение и спуск с Эльбруса. Набор высоты ~ 1500 м, расстояние около 12 км. У gps тоже была гипоксия ))
На восхождение оделась немного по-другому. На этот раз футболка + флис + пуховик + лыжная куртка. Лыжная у меня без утеплителя, зато непродуваемая. На ноги основные ходовые штаны + флис + самосбросы непродуваемые. Доходим до косой полки, нельзя сказать что она более пологая. Начинаю делать остановки все чаще. Стараюсь выработать для себя ритм, чтоб идти преимущественно без пауз. На каждый вдох делаю один шаг. Смотрим высоту по GPS, осталось около 300м набора высоты. Выходим на седловину, идти становится легче по ровняку. Немного отдохнули и делаем последний рывок к вершине. Сейчас кажется что до вершины еще топать и топать. Там нас обгоняет парень, который вышел в 2 часа ночи. Ну, мы не спортсмены, поэтому на медаль не претендуем) Идем по склону, становится еще тяжелее, делаю уже 2 вздоха на один шаг. Таня и ребята идут впереди, мы с Владом чуть позади. Влад при каждой остановке засыпает - воздействие гипоксии. Стараемся друг друга поддерживать и идем. 20 шагов и остановка. Уже не хочется никакой вершины.

Выходим на небольшой ровняк, еще чуть-чуть и вот она - вершина! Делаю еще один последний рывок и забираюсь на вершину, падаю и отдыхаю! ПОБЕДА! Когда мы поднялись на Говерлу, было как-то больше общей радости. Я представляла что мы поднимемся, обнимемся, сделаем групповое фото. Но видимо сказывалась усталость и гипоксия, что наверное никому толком ничего не хотелось) Осознание того, что покорили Эльбрус, пришло позже. А тем временем на вершине очень холодно и дует ветер! Зато рассвет очень красивый. Встречаем его как и планировали ) этой ночью было холоднее, чем предыдущей. На склонах дул сильный ветер и температура была -7 градусов. Ребята отмечают восхождение пивом) правда его по ходу так никто и не пил))

Руки очень сильно замерзли и пальцы оочень болели, никак не могла их согреть. Даже когда одела уже две пары перчаток теплых, долго не согревались. С ногами было легче. Одни теплые носки на режим -20 и ботинки. Ноги согревались достаточно быстро и легко.

На вершине холодно, стараемся спуститься поскорее вниз. Гипоксия все равно не отпускает. Но в этот раз мне все равно легче, чем прежде на акклиматизации. Иду в трезвом уме, в целом немного качает. При спуске идти стало страшнее. Тропинка очень узкая и помещается только одна нога на тропе. Палками не особо получается зарубится в снег, понимаю зачем люди берут с собой ледорубы. Иду очень размеренно и стараюсь не зацепиться кошкой за кошкой, иначе улететь далеко вниз обеспечено. Наконец-то спустились на седловину, оттуда идти уже легче.

Стараемся идти в темпе, чтобы поскорее спустится. Горняшка все еще не отпускает, периодически делаем остановки чтобы отдышаться. Ближе к пяти тысячам уже становится значительно легче. Солнце уже светит во всю, но еще достаточно прохладно. Вдоль спуска укатали канаву, снимаю пуховик, остаюсь в лыжной куртке и решаю попробовать спускаться на спине, т.к. спуск достаточно сильно утомляет. Спускаться так достаточно быстро и весело. Ногами вперед, кошками срезаю всякие сосульки, тормозить можно всем телом, немного кошками (немного, иначе впечатаются в попу), палками. Скорость растет оооочень быстро! Немного спустились так и дальше пошли пешком. Кто-то спускается на лыжах, кто-то вроде был на сноуборде. На стоянку пришли около 10 утра. Отдохнули пару часов, покушали и начали собирать вещи. Странное ощущение, вроде так много уже сделано, а еще весь день впереди.

Собираем лагерь, спускаемся до бочек уже по полной жиже. Встречаем туристов, которые интересуется откуда мы. Гордо отвечаем "С вершины!".

Усталости особо и не ощущается. Спускаемся на подъемниках и решаем остановится в Азау в одной из гостиниц. Средняя цена 500 руб с чел. Находим гостиницу и договариваемся заселиться в трехместных номер вшестером, в целом за 1200 руб. Есть горячий душ с нормальным туалетом, внизу бесплатный настольный теннис. Решили остановиться в отеле на две ночи, чтобы отдохнуть, постирать все вещи и погулять по окрестностям.

Итого за все ходовые дни по горам Кавказа, мы пришли около 100 км, без учета рельефа местности. Набор высоты составил 7300 м.

День одиннадцатый. 28 июля. Прогулка.
После восхождения хотелось позволить себе полениться и поваляться подольше. Ребята никуда идти не хотят, идут смотреть кино и играть в теннис. Мы с Таней и Владом решаем пойти погулять, чтоб окончательно не облениться. Недалеко от отеля нашли по карте водопады и пошли их смотреть. От асфальтированной дороги свернули на грунтовую и поднимаемся недалеко вверх. Доходим до бурной речки, в реке течет какао, судя по цвету воды)) а камни вокруг - печеньки. Отличная реклама для какого-нибудь Nesquik ))) Вдруг на наших глазах вода выходит из русла прямо на дорогу, по которой мы пришли. Сфотографировали и пошли дальше. Поднялись до водопадов, водопады не из какао)) Когда спустились вниз, просто обалдели. Река изменила свое направление и практически весь объем воды потек по дороге. Пришли пятеро мужчин с лопатами и начали закапывать камнями место, где река изменила свое направление.

Спустились чуть ниже, а там уже поднимается огромный экскаватор Hitachi. Наблюдать за работой такой машины было достаточно увлекательно. Ковшом сгребали камни между гусеницами экскаватора, все это так же ковшом хорошо утрамбовывалось. Дорога была достаточно узкая, поэтому ковшом снимали часть грунта по сторонам, чтобы можно было проехать на верх к реке. Настоящий экшн! У нас время поджимало, нам нужно было еще успеть в Терскол чтоб купить продуктов, туда идти км 2 пешком. Недалеко сели перекусить, но потом все же вернулись посмотреть на работу экскаватора. Пишу, и такое ощущение, что экскаватор это отдельное существо, а не машина, которой управляет человек)) Когда мы подошли, реку вернули уже в привычное русло. Местные говорят, что такое периодически случается из-за таяния снегов, необходимо строить капитальное сооружение, проект, а главное - деньги, уже есть. Прошли вдоль соснового леса в направление Терскола и потом немного по трассе. Обратно чтоб не идти с большим грузом пешком, начали ловить попутную машину, т.к. на такси тратиться не хотелось. Останавливаю машину и говорю "За искреннее человеческое спасибо, подвезете?" :) Ну как тут можно отказать?))) Подвез нас сотрудник МЧС, оказывается у них работает один человек из Молдовы и даже как-то косвенно знакомы.

День двенадцатый. 29 июля.
Время трогаться в обратный путь. Очень не хочется покидать это место. Кавказ просто волшебный. Здесь есть и Крым, и Карпаты, и Кавказ! К 13 часам ждем бусик от ТАУ-Сервиса, который должен привезти наши регистрации и отвезти нас в Нальчик. Из Нальчика у Валика самолет, а нам ехать в Минводы на поезд. Дорогу описывать нет смысла. В Нальчике ужинаем в Бистро "Встреча", недорого и вкусно и уезжаем на автобусе до Минвод. При выходе из автобуса, заходит полицейский и проверяет паспорта у всех ехавших в автобусе. Протягиваю молдавский паспорт, наверное у сотрудника полиции сразу появилась надежда на что-то хорошее для него ))) Спрашивает есть ли регистрация. Отвечаю утвердительно и протягиваю регистрацию) Ну хоть не зря деньги за нее платили! Вечером ждем поезд до Сочи.

День тринадцатый. 30 июля.
Этот день, пожалуй, был самым сложным. Что может быть сложнее, чем дорога ? В 5 утра прибываем в Сочи. Надо ехать в Порт Кавказ. На ближайший рейс все билеты уже проданы, на следующий рейс цена значительно выше. Договариваемся с водителем ехать стоя/сидя на полу/как придется. Таких как мы оказалось не мало. Ехать не мало, около 4 часов. Половину пути сидим кое-как на рюкзаках, клонит в сон, но и особо не заснешь. На одной из станций часть народу вышло и уже получилось сесть в кресла. В Порт Кавказ покупаем билеты на паром, проходим таможенный контроль, где снова спросили про регистрацию, ребята в Дьюти-Фри покупают бутылку Абсента. Сам паром меня ничем не впечатлил. Впечатлили больше чайки) В одном месте от парома шел сильный поток воздуха, и чайки специально летели в поток и болтались в воздухе)) с удовольствием ловили от нас хлеб и ждали когда им кинут еще)) От Порта Керч на маршрутке доехали до автовокзала, а там стали искать пути как доехать до Ялты или Симферополя. Было около часа дня. До Ялты ехать 6 часов. Ближайщий аж в 17.30, на Симферополь билеты есть только на 16.30, много не выигрываем. Такси запросили 1500-1800 грн, столько не просили даже в России. Пока сидели и обсуждали, один из водителей спросил куда нам надо. Оказывается был транзитный автобус Сочи-Симферополь, на него билеты не продавали, а он был пустой. На нем и поехали до Симфера, оттуда на троллейбусе до Ялты. Маршрутки до Кацивели к кемпингу уже не ходили, поехали на попутном до Севастополя и шли от трассы пешком. День был очень сложный, поэтому не могли отказать себе в купании в море. Были волны, но вода была очень теплая, не смотря на то, что вечером было слегла прохладно.

1-3 августа. Утром купались в море, а днем уезжали гулять по достопримечательностям: Ливадийский дворец, Массандровский, Воронцовский. В горы, к сожалению, было не выйти, т.к. горели леса и постоянно летали пожарные вертолеты от моря к горам и обратно.  Домой тронулись 3 августа, поезд Симферополь-Одесса в 17:05, прибываем 4 августа в 4:46. Кто-то поехал домой, а кто-то пошел еще и на море. Были на собачьем пляже, пляж на самом деле собачий)) там отдыхают собачники со своими питомцами. Зато за счет этого там значительно меньше народу, а собачек мы любим)) немного погуляли по Одессе и поехали домой. На ближайший рейс билетов до Кишинева не было, решили ехать через Тирасполь, на дизель чуть-чуть опоздали и поехали на маршрутке. Получилось даже дешевле, чем напрямую, около 115 леев, вместо 150 с багажом.

Россия порадовала хорошими дорогами, низкими ценами на продукты. Топливо у них стоит намного дешевле, газ 13 руб (4.95 лея), 95-ый 29 руб (около 11 леев), дизель около 20 руб (7,6 лея). При этом такси у них дороже))
В целом я представляла что восхождение будет намного сложнее. Перед походом я читала очень много отчетов о восхождении, как многим было плохо, что они возвращались, как кто-то не вернулся. За 2 недели до нас на Эльбрус уехали 3 группы из Траверса и только 9 человек поднялись на вершину. Были случаи что теряли сознание и текла кровь из носа. Все эти страшилки конечно же подействовали на мою впечатлительную психику)) но все оказалось намного проще, погода к нам была крайне благосклонна, организм достаточно хорошо справился с гипоксией. Ну и снаряжение не подвело) Для себя преодолела новую ступень, испытала свои возможности. Изначально я в себя не верила и другие в меня верили больше. Но это не предел и хочется теперь бОльшего.

В третьей части постараюсь описать все организационные моменты, список снаряжения и бюджет поездки.

Если у кого есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте тут или на почту. Летом 2013 года мы снова собираемся в кавказские горы, в этот раз на Казбек и повторно на Эльбрус.