воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Заметки о Стамбуле. Транспортная система.

Транспортная система в Стамбуле очень развита. Во всех видах транспорта единая стоимость проезда. В Стамбуле есть метро, легкое метро (трамвай), метробус и автобусы. Так же есть долмуши (маршрутки), там стоимость другая, но их по городу мы видели их очень мало.
Проезд можно оплачивать жетоном или с помощью Istanbul cart. 

Получить Istanbul Cart можно в киосках, торгующих всякой дребеденью или в киосках/окошках метро, где написано Istanbul cart. Пользование картой бесплатное, а залог 6 лир или 7 лир с чехлом. Сразу говорите на какую сумму хотите пополнить карту. При возврате карты вам отдают залог за нее. У нас не получилось сдать карты, т.к. мы перестали ею пользоваться в воскресение, а вск у них выходной день. В понедельник перед самолетом еще никто не работал, поэтому карты мы увезли с собой. Имейте ввиду, что баланс с карты не возвращается, поэтому есть смысл пополнять счет по необходимости. Почти на всех остановках есть автоматы. Прикладываете карточку, на экране высвечивается остаток средств и в купюроприемник подаете  деньги. Все предельно просто. Монеты автоматы не принимают.
Стоимость проезда по жетону - 3 лиры, это 19,5 лей. По Istanbul Cart - 1.95 лиры и каждая последующая пересадка будет со скидкой.

Метро. 
Метро в Стамбуле сравнительно недавно и сеть стремительно расширяется. По городу висят плакаты о планах ураганах. Некоторые ветки метро между собой не связаны, как это бывает в других странах. Помимо метро есть еще подземные фуникулеры.

Легкое метро - это трамваи с выделенной линией. И если в Европе можно не заплатить, то тут такой трюк не пройдет. Чтобы пройти на остановку, необходимо пройти через турникет.

Метробус - это автобусы с выделенной линией через широкополосные магистрали Стамбула. Протяженность линии - 43 км. За счет выделенной полосы метробусам не страшны никакие пробки. Метробус связывает европейскую и азиатскую часть города. В часы пик интервал может быть около 15 сек.

На паромах система оплаты такая же. Либо жетон, либо карта. Стоимость проезда так же 1,95 лиры по карте с последующими скидками. Схема движения паромов есть на карте Стамбула, хотя могут быть небольшие неточности.
Можно ехать на метро, потом на автобусе, пароме и на каждую поездку получать скидку.

Автобусов в Стамбуле очень много, поэтому нет никаких общих схем. В Европе на всех остановках были карты маршрутов, тут такого нет. Мы искали нужные названия на табличках автобусов и спрашивали у водителей, если едет в нужное направление.


Такси.
Такси в Стамбуле желтого цвета и светло-оранжевого с шапочкой Taksi.
Такси дорогое. С 2013 года были отменены ночные тарифы, теперь тариф единый. Если вам говорят о ночном тарифе - это развод и можно звать полицию.
Поездки осуществляются только по счетчику. Если вам говорят, что стоимость фиксированная - тоже развод.
Счетчик должен быть всегда включен. При чем обратите внимание, чтобы он был обнулен.
Расчет примерной стоимости поездки можно сделать на сайте http://taksiyle.com/или http://www.taksimetrik.com/
Чаевые таксистам обычно не оставляют, а стоимости поездки округляется в меньшую сторону (т.е. вместо 20,3 лир вы заплатите 20 лир). Но если таксист помог вам разгрузить вещи - чаевые стоит оставить.
Обычный развод таксистов это катание по городу, ночные тарифы и необнуленный счетчик.
Бывает еще и такое, что в отеле вы попросили чтоб вам вызвали такси, а вместо такси приезжает трансфер от отеля, который стоит дороже.

Shuttle.
Есть еще один вид частного транспорта - это шаттлы. Это большие автобусы, курсирующие от аэропортов в центр города. Есть Havatas и Havas. От аэропорта Ататюрк в Таксим едем Хаваташ, стоит 10 лир. Работают они почти круглосуточно, перерыв только с 01.00 до 04.00 утра. Интервал - 30 минут. Очень удобно, когда метро и автобусы уже не ходят, а такси получается дорого. Время в пути занимает около 30 мин без пробок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здесь вы можете оставить комментарий. Пожалуйста, напишите ваше имя и как вы нашли мой блог :)