понедельник, 15 октября 2012 г.

Пеший поход по Крыму, 13-22 апреля 2012

Очередная идея похода зрела давно.. Чем не лучшее время для похода в пасхальную неделю? Выходные рабочие дни, теплая погода, ну и пусть, если временами дождливая..

Фотоальбом

В планах изначально не было конкретных целей.. Рассматривали варианты ПВД по Молдове на велосипеде, либо просто поездить на шоссере в Крыму, думали и о Карпатах, но остановил еще не сошедший снег, а хочется уже весны. Решено было ехать в Крым, тем более что на обратном пути хотели заехать через Одессу на концерт. Самая большая загвоздка была в составе группы. Ребята, с которыми ходили в прошлые два похода, по ряду причин и желаний не могли к нам присоединиться, а вдвоем идти – не вариант. И тут за два дня до предполагаемого выезда вижу сообщение Вицли, набираюсь наглости и звоню в 12 часу ночи с просьбой присоединиться к ним. Надеюсь, ребята не пожалели, что провели с нами время smile.gif

Итак, состав следующий: Вицли, Ира, Наташа, Влад и я. Два молодых человека и три девушки =)

Билеты были куплены на автобус Кишинев – Ялта с прибытием в Симферополь.
Дата отправления: Пятница 13-е!

День первый. 14 апреля. Суббота.
В 7 утра прибываем в Симферополь, приводим себя в порядок, закупаемся продуктами на базаре. Трогаемся к ЖД, оформляем страховку в КСС, покупаем обратные билеты, а также мне новые ботинки) теперь мы с Владом в одинаковой обуви xD
До каньона решили ехать на такси за 300 грн. С ценой, в принципе, повезло. Если ехать до Севастополя и далее на такси, то выйдет явно не дешевле. Выехали на комфортабельном бусике Фольксваген с излишне болтливым водилой, который то и дело оборачивался в салон с нами потрещать. Всячески старались не поддерживать с ним общение -))

Прибыли в село Черноречье, откуда и начался наш поход. Дорога из села выходила в лесную зону, с табличкой «ВХОД ЗАПРЕЩЕН». Нам как раз сюда -)) Первая часть маршрута будет проходить вдоль речки Черной. Точной информации почему река так названа – нет. Черная речка одна из самых полноводных рек в Крыму, уступает только Бельбеку. Вода в реке не черная, а бирюзово-дымчатая, у меня ассоциировалась с бутылочным стеклом. Вода чистейшая, на протяжении всего похода это была наша питьевая и техническая вода. В начале каньона идется очень легко. Течение реки спокойное, порой нарушается небольшими порогами и каменистыми участками. Путь проходит по утоптанным тропинкам среди лиственных лесов. По дороге встречаются небольшие преграды в виде перехода речки по бревнам. Ира впервые в пешем походе и проходит такие преграды с особой осторожностью)). В очередном месте перехода, бревна затопило, переходим реку вброд. Закатываем повыше штаны, снимаем обувь, берем палки и идем. Вода очень холодная, от длительного пребывания просто обжигает холодом. Перейдя реку, останавливаемся на небольшой привал. Вицли катается на тарзанке, а Влад целится в него из найденного лука >:-) пока обедаем - наблюдаем, как еще одна группа туристов переходит реку) С ними мы будем встречаться на протяжении всего каньона, обгоняя друг друга)

Далее по маршруту проходим памятник партизанам и «немецкий мост». Местность становится более скалистая и маршрут существенно усложняется. Следующую часть маршрута в этот день помню очень плохо. Шла на автопилоте. Сказывался недостаток сна, недостаток нормальной еды (сплошные простые углеводы в первой половине дня), помню отдельные отрывки) приходилось переходить реку по бревнам, карабкаться по скалам. Этот день закончился спуском по сыпухе, т.н. «каменная речка». Пока Наташа и Вицли пошли прогуляться вперед в поисках иного места для стоянки, я просто заснула, сидя на бревне ) После ужина ранний отбой.

День второй. 15 апреля. Воскресение.

Если предыдущим вечером мне не хотелось купаться, то утром я встала с ясной мыслью о том, что необходим утренний душ) Холодная вода Черной речки – отличная альтернатива.

Сегодняшняя часть маршрута уже существенно отличается от пройденного пути. Теперь маршрут скалистый, с множеством препятствий. Физически было тяжело в первый день из-за недосыпа, в этот день тяжело было больше в техническом плане, т.к. приходилось много ходить по скалам, а где-то и немного лазить. Больше всего запомнился переход по бревнам. В месте очередного прижима, где нет тропы вдоль реки, пришлось идти по бревнам над водой, вдоль скалы. Бревна мокрые и на высоте около метра от воды. Держаться можно только за скалу перед собой, а если потерять равновесие, то река примет с огромным удовольствием. Тропы уходили недалеко от воды, метров до 10 в высоту, кое-где приходилось подниматься выше. На одном из таких мест, нам открылся завораживающий вид на каньон. Фотографии к сожалению, не передают всей красоты этих мест.

В обед мы остановились на живописной поляне, искупались в речке, ребята и Наташа прыгали в речку с дерева, а для меня прыжки в воду – самое страшное)) предпочла просто окунуться)) В этот день мы встретили лесника, который поведал нам о запрете нахождения в этой зоне и о пожароопасной ситуации, заодно уточнив про платное посещение в размере 20 грн/чел. Долго не колеблясь, лесник согласился на 10 грн без квитанций.

Тропа радовала нас новыми препятствиями, уводя вниз к воде в тупик, заставляя подниматься выше и искать новые пути.

Спуск к месту нашей стоянки проходил по скалистому склону, где сначала показалось достаточно тяжело пройти. Вицли пошел вперед на разведку -) На деле оказалось все гораздо проще. Мы снова обогнали наших «конкурентов». Прошли немного вперед и заняли отличное место для стоянки. На поляне ооочень много цветов, глаз и душа радуются! Ужин, непродолжительные разговоры у костра и крепкий сон.

День третий. 16 апреля. Понедельник.

Большая часть каньона уже пройдена и сегодня мы из него выходим. Каньон тянется на 16 км. Утром за пару часов мы должны уже выйти из каньона. Самая сложная часть пути позади, впереди остались скалистые тропинки по камням и равнинная утоптанная тропа на выход к трассе близ села Широкое. Чтобы выйти из каньона нам необходимо перейти на другой берег. Желающие купаются в холодном джакузи в водах черной речки. На противоположном берегу проходят две женщины в возрасте, одна из них явно заинтересовалась Вицли, прилегла на землю и созерцала обнаженную молодую натуру)))

По камням переходим на другой берег. Ребята переносят наши рюкзаки и помогают нам -)) От выхода из каньона до села около получаса по асфальту. Идти достаточно уныло. В селе закупаемся необходимыми продуктами и садимся на автобус, в автобусе снова встречаем уже знакомые лица)) Держим путь на Ласпи. Вышли на трассе, пересели на другой автобус. Спуск к Ласпи занял наверное около часа, пришлось блуждать по всяким базам в поисках выхода к пляжу. Воду несли всю с собой. На пляже встретили еще группу туристов, мы же решили пройти дальше. Наше внимание обратил выбросившийся на берег дельфин, размером около метра sad.gif Помочь ему мы уже не могли..
На стоянку остановились за пляжем на живописном обрыве, откуда было несложно спуститься к морю. Наблюдали как совсем близко к берегу плавают дельфины.

День четвертый. 17 апреля. Вторник.
Встали и собрались достаточно быстро, нас ждал долгий подъем от Ласпи к ялтинской трассе. Подъем оказался быстрее, чем я предполагала. Уже когда шли по трассе к ялтинской, остановился мужчина на тойоте и предложил нас подвезти. Это был сон ))) По серпантинам, а на спидометре доходит до 160 км/ч. Думала такое возможно только в need for speed xD Мужчина довез нас до нужного места, не взяв с нас денег, со словами «разве я похож на того, кто этим зарабатывает?». Ну да, на toyota land cruiser, совсем не похож xD

Прибыв в Бахчисарай, купили еду на оставшиеся дни и тронулись в Старый город. Ханский дворец был закрыт на выходной день и нам сказали приходить в четверг, работники никак не поддавались на наши уговоры зайти хоть на 5 минут. Купили питьевую воду на конечной остановке маршруток и тронулись в путь. Впереди неизвестно где должен быть источник, поэтому питьевую воду на вечер, утро и часть следующего дня пришлось брать с собой. Прошли мимо скального свято-успенского монастыря, сфотографировали лестницу, уходящую в стену)) Далее мимо Чуфут-Кале, через огромное караимское кладбище вышли на широкую грунтовую дорогу. Что говорить о кладбище, оно очень похоже на наше еврейское. Могилы и памятники где-то развалены, хотя в основном кладбище не старое. Многие могилы 19 века, но среди старых, есть и относительно современные, в черном камне, как принято у нас. Тропа была маркирована, но мы не совсем могли сориентироваться на какой тропе мы именно. Начинало темнеть и решено встать на стоянку. Вдоль дороги полно отличных мест для палаток, только вот воды здесь нет.

День пятый. 18 апреля. Среда.
Проснувшись утром, услышали чьи-то голоса, вышла на дорогу, чтобы посмотреть кто идет и откуда. Шла группа туристов, поднимались со стоянки Бешик-Тау, куда мы совсем чуть-чуть не дошли. Но сказали, что воды там нет. Экономим воду, чтоб осталось еще и на день. Вышли на тропу 90-3, минут за 20 дошли до Бешик-Тау, где встретили какого-то работника, он сказал что впереди будут указатели. Источник здесь раньше был, но он пересох. Есть оборудованное место для стоянки, скамеечки и столики. Стоит табло с информацией о Бахчисарайском лесничестве, за установку палаток взымается плата. Поблагодарили себя, что встали немного выше)

Хотели попасть на Тепе Кермен, но пропустили тропу и возвращаться уже не хотелось. Решили идти по указателю на Кыз-Кермен. Тропа проходила вдоль скального обрыва, по хвойным и лиственным лесам. Дорога шла преимущественно вниз. День был очень ветреный, по ощущениям порывы ветра достигали метров 15 в секунду, но было достаточно тепло. Прошли мимо Кыз-Кермена, издалека просто большая скала, туда идти не стали, это было просто предлогом пойти куда-нибудь )) Спустились в село, попросили у местных воды, рядом в хвойной посадке приготовили обед и решали по карте куда же нам пойти дальше, т.к. конкретного плана действий у нас не было. Решили идти через село Баштановка на Куйбышево, где есть так же какой-то скальный монастырь и Сюренская крепость. По карте в Баштановке нарисовано озеро, оно на самом деле есть, похоже, что озеро искусственное и маленькая речка, впадающая в него, явно не подходит в качестве питьевой воды. Никакого оборудованного места под палатки нет, никакой таблички тоже, хотя на карте была обозначена туристическая стоянка. Найдя место под палатки, скинули вещи и вернулись в село за питьевой водой. Колодцев нет, попросили у местных, в знак благодарности и в собственных корыстных целях, отдали немного гречки, чтоб не тащить с собой, а выкинуть было жалко) Всю ночь спали под вуханье совы, на следующее утро мы ее даже увидели )) Ночь была ветреной и вроде даже капал дождик.

День шестой. 19 апреля. Четверг.
Утро порадовало ясным небом и отсутствием ветра. Хотелось искупаться, но лезть в грязное озеро не было никакого желания. Вообще в окрестностях озера и в лесу оказалось ооочень много мусора. Столько мусора мы не встречали нигде на протяжении этого похода. Местные сказали, что это еще мало. Сегодняшний маршрут проходил по лесу к направлению села Куйбышево, нам предстояло пройти около 10 км. Судя по карте нужно было подняться на холм, далее пройти по траверсу и спуститься к селу. Тропинка уходила немного вверх, шли достаточно быстро и непринужденно, вскоре легкий уклон вверх сменился спусками, а лиственные леса – хвойными. Открывались красивые виды на скальные обрывы, ущелья и облака. Спустившись к селу, погода начала портиться, а тучи спустились ниже скал, высота которых была совсем небольшая, может метров 350 над уровнем моря. Мелкая морось и ощущение, что мы идем в облаке. Куйбышево достаточно крупное село (или даже не село, а поселок), гляде по карте. В действительности оказалось еще круче) в селе есть большой гольф-клуб, как минимум две гостиницы, музыкальная и спортивная школы. Из близлежащих сел туда ездят автобусы и привозят детей на учебу. Остановились под навесом неработающего ресторана, приготовили обед и вышли дальше в направлении сел Малое и Большое Садовое. Повернув на Большое Садовое, перешли по мосту Бельбек, самую полноводную реку Крыма. Несмотря на то, что река проходит вдоль сел, вода в ней очень чистая и возможно даже пригодна для питья, русло реки каменное, с отдельными камнями и вымоинами. Морось прекратилась, несмотря на облачность и прохладу решили искупаться в реке. Вода в ней оказалось теплее чем в Черной речке. Искупавшись, оделись потеплее, набрали в речке техническую воду, а в селе купили питьевой. Стоянка наша расположилась в ущелье, недалеко от скального монастыря. Отличная стоянка с замечательным видом на отвесные скалы.

День седьмой. 20 апреля. Пятница.
До скального монастыря решили прогуляться налегке. Симпатичный небольшой монастырь с золотым куполом и лающей собакой. На территории есть купель и источник с питьевой водой. Если пройти дальше, можно выйти на сюрейскую крепость. Мы погуляли по лесу, но саму крепость не нашли, хотя и не сильно искали. В который раз столкнулись с бестолковостью горной карты крыма, судя по карте крепость должна была быть прямо перед нами, но была она совсем в другой стороне. Решили, что посмотрим в интернете, и если будет что-то стоящее, то обязательно сюда вернемся, т.к. места красивейшие. Сегодня мы выдвигаемся в сторону дома. Собрав вещи, вышли на главное шоссе и на автобусе добрались до Бахчисарая. Купили билеты на Симферополь и пока в распоряжении было больше часа, поехали в старый город посетить Ханский дворец. Сезон похоже уже начался. Не смогла пройти мимо множества столов с сувенирами и прикупила пару вещиц на память) Татары вовсю навязчиво предлагают свои услуги. В Симферополе купили еды в дорогу и тронулись на привычном поезде в 19:35, обзванивая объявления насчет аренды квартир.
21-22 апреля. Выходные.
Прибытие в Одессу в 8:10. От ЖД быстро дошли до квартиры, очень удобное расположение в центре города (прямо у Афины) и адекватная цена в 150 грн. Погуляли по Одессе, вечером посетили концерт 5 пенсов в клубе Дикий Z. Вход 70 грн, нас даже усадили за столик. Приличный неплохой клуб с интересным меню в виде газеты. На самом деле газета, где не только меню, но и пару статей и интервью. 5 пенсов порадовали отличной музыкой и каверами на легенд классики рока. Клуб работает круглосуточно, днем скидка 20% на меню, цены средние и выше.
В воскресение небольшой рейд по местным магазинам спортивного снаряжения, в Адреналине выгодно прикупили пару футболок Крафт со скидкой в 30%. Гуляя по городу встретили группу 5 пенсов, ничего в голову кроме как "привет из Кишинева" мне не пришло)) ребята с задержкой и удивлением по очереди ответили "Привет" и мы разошлись в разные стороны) после этого встретили их же уже в Пузатой Хате и обменялись парой слов с солистом группы. Поведали, что были на концерте в Кишиневе и специально задержались в Одессе на день, чтобы попасть на их выступление) Видно было, что это удивило и порадовало) Пожав друг другу руки, попрощались)
В 15:15 выехали в Кишинев, после Анен встретив много велосипедистов вечернего променада -)

Думала что отчет получится значительно более компактный) Чернореченский каньон очень порадовал. Изначально я даже не знала куда иду) но маршрут очень интересный, красивый и живописный. Сложности были именно технические, с тяжелым рюкзаком в некоторых местах было довольно сложно проходить, чтоб не потерять равновесие. Было несколько опасных участков, где одно неверное движение могло стоить падению всей группы с высоты в ущелье. Тогда казалось сложным, но очень интересным, сейчас в памяти уже почти не осталось реально сложных моментов, только общие положительные впечатления) в следующий раз очень хочется попасть в Большой Каньон Крыма, который по идее сложнее Чернореченского. Готовили на протяжении похода только на горелке, хотя до этого всегда на костре. Вторая часть похода была более прогулочная и легкая, сложность была в отсутствии воды, что в принципе не удивительно для Крыма. Поэтому планируя походы по Крыму, лучше отдавать предпочтения маршрутам вдоль рек. Ну и карты горного крыма оставляют желать лучшего. Уже не в первый раз сталкиваемся с неточностями в картах и сложностью понять где именно мы находимся. Если нет GPS, лучше распечатывать снимки по спутника, на которых видны широкие тропы и сопоставлять с топографической картой.

Бюджет на весь поход примерно следующий, на 1 человека:

Автобус Кишинев-Симферополь 400 леев. Продукты питания 75 грн в Симферополе, страховка не помню сколько ~5-10 грн, такси до Черноречья 50 грн, 10 грн леснику, 15 грн в Широком на питание, 80 грн в Бахчисарае, около 40 грн перед поездом, транспорт по Крыму еще около 30 грн (автобусы между селами и из сел, по бахчисараю, по симферополю) Обратная дорога до Кишинева через Одессу – 180 грн. + личные предпочтения в еде, необходимость обновить аптечку, личные средства гигиены. Это не считая выходных в Одессе, где ушло около 200 грн на человека, ну и без покупок конечно)

Итого строго на поход около 1150 леев.

Фотоальбом . Тут часть моих фото, далеко не все хорошо получилось. Фотоаппарат был еще у Наташи, фотографии взять еще не успела.